Перейти к контенту
Александра

Голый и живой.

Рекомендуемые сообщения

110 лет назад родился человек, писавший на особенном, только своем, неповторимом языке про особенные вещи. Про жизнь как таковую, про ее ткань и молекулы, про тончайшие движения человеческой души, про чудесные машины и агрегаты, помогающие ужиться с изначальной неустроенностью мира, про слияние человека и мироздания. Человек, несомненно, достойный Нобелевской премии по литературе, при жизни он сталкивался исключительно с идеологической бранью критиков и жесточайшей цензурой властей.

 

 

Человек, чье первое полное собрание сочинений в его родной стране выходит только сейчас через 58 лет после смерти.

 

Неполные 52 года его жизни пришлись едва ли не на самый густой, насыщенный отрезок в истории человечества. Две мировые войны, революция, коллективизация с индустриализацией, сталинский морок. У него было «правильное», по меркам эпохи происхождение: рабочая семья, отец- слесарь железнодорожных мастерских, в семье 10 ртов. Родился он в Воронеже, который уже во время сталинских репрессий воспоет и восплачет в коротком стихотворении сосланный туда Осип Мандельштам: «Держи меня, спасай меня, Воронеж/ Уронишь ты меня иль проворонишь/ Ты выронишь меня или вернешь/Воронежвор. Воронежворон, нож».

 

Но в итоге потомственный пролетарий, инженер-мелиоратор, не просто приветствовавший пролетарскую революцию, а связывавший с ней глобальные надежды на радикальное совершенствование мира и жизни человечества, не совпал ни с революцией, ни со страной. Не совпал, потому что оказался неизмеримо шире заданного исторического контекста, потому что видел дальше, чувствовал сильнее, думал глубже.

 

 

Как инженер-мелиоратор, он разрабатывал программу «ремонта земли». Как писатель, был, возможно, самым значительным и буквальным «инженером человеческих душ» во всей русской литературе прошлого столетия.

 

 

Поэт, драматург, автор двух романов и девяти повестей, четырех книг военных рассказов, писавший необыкновенные рассказы о любви и детях, критик, философ, изобретатель, он просто физиологически не мог вписаться в тесные рамки тотального и примитивного государственного насилия, которым обернулась «освободительная революция». Он был совершенно неформатным человеком, каковым является любой истинный талант.

 

Есть два вида гениев. Одни таковы, что тебе кажется: как это у него все просто получилось, и ты так можешь. Другие, напротив, выглядят совершенно недосягаемыми. Он из вторых. Ну, кто еще, скажите на милость, мог так писать по-русски: «Не успел он докурить, а уж к нему кто-то громко постучал беспрекословной рукой». Или вот: «И Макар пошел в барак кушать из котла, чтобы поддержать в себе жизнь для дальнейшей лучшей судьбы». Или вот еще: «Туловище человека истомилось, похудело, и, наверно, умерло, а отсохшая голова скатилась на тот свет по наружной поверхности неба, похожего на жестяной таз, - голова искателя новой бесконечности, где действительно нет конца и откуда нет возвращения на скудное, плоское место земли».

 

Он и сам был искателем этой новой бесконечности. Его герои пытались найти, придумать, обрести некую вечную, осмысленную, одухотворенную жизнь. И еще у его текстов есть удивительное свойство. Мераб Мамардашвили называл философию «сознанием вслух». Проза нашего героя это подсознание вслух.

 

 

В его текстах говорят не сами персонажи, не автор за них, а их внутренности, потаенные закоулки души, само нутро.Отсюда и этот язык какой-то невиданной подлинности. Одновременно кажется, что так люди не говорят и что можно говорить только так.

 

 

Его жизнь была трудна и печальна. Единственный сын попал в лагеря, чтобы выйти на свободу в 1941-м и в 1943-м погибнуть на войне. Его травили критики, его не печатали. Теперь можно только гадать, почему его вообще не репрессировали, лишь полностью вычеркнули в последние годы жизни из литературы. Замечательный инженер и великий писатель на излете своих дней работал дворником, хотя люди, заставившие его подметать, простите за каламбур, не годились ему и в подметки. Он продолжал работать в стол, не успев дописать свою последнюю вещь, пьесу-мистерию «Ноев ковчег» - антиутопию о будущем мировой цивилизации. По глобальности охвата мира ему тоже было мало равных во всей русской культуре. К тому же он видел, как его собственная страна живет и гибнет во власти уродливо воплощенной утопии.

 

Его текст нелегки для восприятия, но читающие их, способные проникнуться их настроением, тоном, обвораживающей словесной тканью, не смогут уже так просто совершить убийство, развязать войну, ограбить человека. А нашим правителям, которые так не любят расставаться с властью, мне кажется, было бы правильно прочитать концовку одного из его рассказов: «Лев Чумовой остался один в учреждении, поскольку его никто письменно не отзывал оттуда. И присутствовал он там до тех пор, пока не была назначена комиссия по делам ликвидации государства. В ней тов. Чумовой проработал сорок четыре года и умер среди забвения и канцелярских дел, в которых был помещен его организационный госум».

 

 

110 лет назад родился, главный, пожалуй, русский писатель ХХ века Андрей Платонович Климентов. В истории литературы он живет под псевдонимом Платонов.

 

 

В одном из стихотворений он сказал о себе и смысле своего жизненного пути лучше, чем это сделает любой, кто попробует писать о нем: «И весело на свете быть голым и живым таким вот, от которых и горе устает, не мудрым, не прекрасным, а сильным и простым, не богомольцем правды, а мастером ее». Таким он и был, голым и живым, беззащитным, безодежным, открытым непостижимости, красоте и ужасу миропорядка.

http://www.gazeta.ru/column/novoprudsky/3241922.shtml

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Призма бобра
110 лет назад родился, главный, пожалуй, русский писатель ХХ века Андрей Платонович Климентов. В истории литературы он живет под псевдонимом Платонов.

Преклоняюсь.

 

Не умея выделить средь оставшейся нам в наследство могучей литературы главного русского писателя и рискуя оказаться многословным, но мелкоэпитетным, назову его просто - великолепным.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько лет назад я увидела в Париже центр Помпиду - "дом наизнанку". Лестницы, трубы, провода - все комммуникации идут не внутри здания, а поверху, снаружи. Прикольное зрелище.

 

Герой Платонова - это человек наизнанку. И это страшно.

Человек без кожи, кишками наружу, который ничем не защищён от окружающего мира, холодного, безжалостного, бездушного. Эпоха вывернула человека и с интересом наблюдает, как он корчится от боли и пытается выжить...

 

И ещё ощущение от чтения Платонова - как будто меня вынесло в открытый космос - без всякого скафандра. Это вселенная самого Платонова. Там открывается иная реальность: ослепительно чёрное солнце, идеальная ясность и прозрачность путаного и якобы безграмотного языка, неизмеримые высоты духа униженного и полураздавленного человека.

 

Невероятный, редкостный дар. Фантастический масштаб личности - и мира (и вокруг, и внутри).

Не могу выразить сколько-нибудь внятно...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Lusy

Не могу выразить сколько-нибудь внятно...

Согласна со всем Вами сказанным!

Сама немею перед гением Платонова.

 

Для меня он Данте России 20 века.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ничего особенного.

 

Просто гений!!!


Влюблён в себя, но ... без взаимности

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Призма бобра

Недавно в поисках воспоминаний И. Дьяконова наткнулся на мемуарный сайт в МГУ, о существовании которого ранее не знал...

 

Среди прочего интересного там есть записные книжки А. Платонова по годам. Включая и военные. Может кому на что пригодится.

 

Только при открытии...

Раскулачили за то, что проживает девой.

В церковь входят, снимают шапки, но ругаются матом, перекрестившись и вздохнув.

Он стал счастливый, как давно хотел быть, да все помехи случались в промежуток.

 

:w

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Призма бобра

Александра!

 

Это - святое.

 

Платонова люблю.

Завтра уеду в Воронеж.

Пройду по улице Платонова.

Я там должен был жить.

Но не случилось.

Помешала многодетная скандальная семья.

Но по этой улице можно напрямую пройтись до здания Воронежского университета. В библиотеке которого скрывается Университет г. Тарту...

 

Короче... Если сбудусь там - схожу и поклонюсь.

 

:)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Призма бобра

Прошу прощения за качество. Фотоаппарата не брал. Фото с мобильного.

 

4581250908c9.jpg

 

f351c5270d5a.jpg

 

f3c4a3f7d238.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Призма бобра

Взыскание погибших (Сборник рассказов и очерков 1941-1946, 415 стр)

Андрей Платонов

Эксмо © 2010

213 руб в Книжном на Юго-Западе.

 

1001578673.jpg

 

Начинается с известной повести "Железная старуха".

     Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.

     Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев,  их кроткие

бормочущие слова.

     Егор хотел узнать,  что означают эти слова ветра,  о  чем они говорят

ему, и он спрашивал, обратив лицо к ветру:

     Ты кто? Что ты мне говоришь?

     Ветер умолкал,  будто он  сам слушал в  это время мальчика,  а  потом

снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.

     Ты кто? спросил еще раз Егор, не видя никого.

     Никто  ему  не  ответил более;  ветер  ушел,  и  листья уснули.  Егор

подождал, что будет теперь, и увидел, что уже наступает вечер. Желтый свет

позднего солнца осветил старое осеннее дерево, и стало скучнее жить. Нужно

было идти домой,  ужинать, спать во тьме. Егор же спать не любил, он любил

жить без перерыва,  чтобы видеть все,  что живет без него,  и  жалел,  что

ночью надо закрывать глаза,  и  звезды тогда горят на  небе одни,  без его

участия.

     Он поднял жука,  ползшего по траве домой на ночлег, и посмотрел в его

маленькое неподвижное лицо,  в черные добрые глаза, глядевшие одновременно

и на Егора, и на весь свет.

     Ты кто? спросил Егор у жука.

     Жук не ответил ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то, чего не

знает сам Егор, но только он притворяется маленьким, он стал нарочно жуком

и молчит, а сам не жук, а еще кто-то неизвестно кто.

     Ты  врешь!    сказал Егор  и  повернул жука  животом вверх,  чтобы

увидеть, кто он такой.

     Жук молчал;  он со злой силой шевелил жесткими ножками, защищая жизнь

от человека и  не признавая его.  Егора удивила настойчивая смелость жука,

он полюбил его и еще более убедился, что это не жук, а кто-то более важный

и умный.

     Ты врешь,  что ты жук! произнес Егор шепотом в самое лицо жука, с

увлечением рассматривая его.    Ты не притворяйся,  я все равно дознаюсь,

кто ты такой. Лучше сразу откройся.

     Жук замахнулся на  Егора сразу всеми ногами и  руками.  Тогда Егор не

стал с ним больше спорить.

     Когда я к тебе попадусь, я тоже ничего не скажу. И он пустил жука

в воздух, чтобы он улетел по своему делу.

     Жук сначала полетел,  а  потом сел на землю и  пошел пешим.  И  Егору

стало вдруг скучно без жука. Он понял, что больше его никогда не увидит, и

если увидит,  то не узнает его, потому что в деревне много прочих жуков. А

этот жук будет где-нибудь жить,  а потом помрет,  и все его забудут,  один

только Егор будет помнить этого неизвестного жука.

................

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...